Искривления трассы

В районе расположения этих узлов следует допускать намеренные искривления трассы с целью создания для пассажиров наиболее эффективных зрительных позиций и усиления ориентирующего действия этих сооружений. Наиболее крупные архитектурно ценные сооружения такого рода – большие мосты, тоннельные порталы и пр. – могут служить основными центрами композиции самостоятельных архитектурных бассейнов. С другой стороны, необходимо избегать проектирования внутри архитектурных бассейнов отдельных мелких сооружений, не подчиненных общему архитектурному решению данного бассейна, чтобы не допускать в нем архитектурных разрывов. В этом отношении особенно нежелательны мелкие неровности проектной линии, имеющие характер местных выпуклостей. Эти неровности сильно искажают перспективу дороги, создают ложное впечатление о качестве пути и часто препятствуют нормальному зрительному восприятию пассажирами удачно оформленного с внешней стороны участка дороги.

Поэтому на выпуклых переломах следует избегать длинных пологих или горизонтальных вставок. Короткие выпуклые переломы, являющиеся наиболее уязвимыми в архитектурном отношении местами трассы, следует считать также основными объектами маскировочного оформления с помощью специально подобранных комплексов так называемой придорожной архитектуры (озеленение, скульптурные группы и пр.). Приводимые в настоящем докладе основные принципы архитектурного проектирования плана и продольного профиля автомобильных дорог изложены в намеренно общей форме, чтобы их нельзя было принять за догматические указания для безоговорочного применения к практике проектной работы. Как всем понятно, область архитектурного проектирования, к одному из видов которого относятся эти принципы, вообще представляет собою искусство и как таковое не терпит каких-либо догматических указаний, предоставляя широкую возможность применения индивидуального таланта проектировщика.