Предварительная замочка котлована

При проектировании оснований для опор малых мостов и труб использован принцип увеличения площади опирания, гарантирующего устойчивость сооружений на переувлажненном лессе, с допускаемым напряжением не более 0,5-1,0 кг/см2. При этом плитный железобетонный фундамент опор заглубляется в дно канала только на толщину плиты (0,35-0,50 м). На просадочных грунтах, вводимых в систему орошения, такие мосты, конечно, могут устанавливаться только через 1-2 года после начала работы канала, т. е. тогда, когда замочка грунта в основном закончилась; на период замочки на дороге проектируется временный деревянный мост. Предварительная замочка котлована с подвозкой воды автоцистернами с целью ускорения присадки грунта не практиковалась, так как стоимость этой работы очень велика и примерно равна стоимости строительства самого моста. При проектировании дорожных одежд учитывалось, что перспективная интенсивность движения вследствие рассредоточения автодвижения по густой сети дорог республики на каждой из них сравнительно невелика и колеблется от 100 до 500 единиц в среднем за год в сутки. На дорогах с большой интенсивностью движения (200-500 единиц) проектируется черное гравийно-щебеночное покрытие, а на дорогах с меньшей интенсивностью движения – черное грунтогравийное (50% гравия и 50% грунта). Применению гравийных и других видов водосвязных одежд препятствуют продолжительная сухая распутица и сильная пылимость гравийных дорог, значительно снижающая урожайность хлопка на прилежащих землях.

В качестве основания покрытий в зависимости от экономической целесообразности используются гравий (при дальности возки гравия до 37 км) или грунт, стабилизированный битумом (при большей дальности возки гравия).