Ремонт и содержание горных автомобильных дорог в оползневых районах

Изыскания и проектирование автомобильных дорог. Возникновение оползней и смещение земляного полотна автомобильных дорог, кроме природных причин, часто бывают обусловлены недочетами, допущенными при проведении инженерных изысканий. Слабое изучение местных геологических и гидрологических условий, сокращение сроков и объемов проектных работ приводят к тому, что существенные причины деформаций часто не получают должной оценки. Особое внимание при инженерно-геологических изысканиях на стадии технико-экономического обоснования следует уделять сбору, систематизации, изучению и обобщению всех литературных и архивных данных, по природным условиям района проектирования, включая материалы службы эксплуатации. Успех дальнейших геолого-изыскательских работ зависит от полноты и качества собранных материалов и правильности сделанных по ним выводов. Эту работу следует поручать опытному инженеру-геологу, хорошо знающему район изысканий. Инженерно-геологические изыскания – один из важнейших этапов работ, который должен осуществляться по специальной, хорошо подготовленной программе. Участок исследований должен иметь площадь, позволяющую в достаточной мере характеризовать состояние склона и выявлять причины его неустойчивости. После проведения изысканий осуществляется вариантное проектирование.

При выборе проекта предпочтение отдают варианту, обеспечивающему обход оползня. При проектировании переходов через глубокие долины всегда целесообразно изучить варианты постройки эстакад или виадуков, применение которых позволяет сохранить ценные сельскохозяйственные земли, исключить необходимость перегрузки склонов и лучше «увязать» дорогу с окружающим ландшафтом. С особой тщательностью следует проектировать против оползневые сооружения. Это – очень сложная работа, требующая создания индивидуальных проектных решений для каждого участка с широким использованием типовых конструкций. Сокращение объемов противооползневых работ с целью экономии, кажущейся на первый взгляд, зачастую приводит к многократно превышающим по объему и стоимости работам по предотвращению разрушения автомобильной дороги.