Оценка устойчивости дорожных одежд

Исследования устойчивости земляного полотна и дорожных одежд в пределах опытных экспериментальных участков выполнялись нивелированием марок и осадкомеров в летне-осенние периоды 1976 и 1977 гг. За начальные отметки земляного полотна принимали отметки подошвы осадкомеров, а поверхности покрытия – отметки марок по состоянию на 4 июня 1976 г. для участков № 1, 2 и на 3 октября 1976 г. – для участков № 4-7. Оценка устойчивости дорожных одежд производилась по данным исследования хода осадки дорожной конструкции путем нивелирования марок. Исследования показали, что в условиях резного попеременного изменения водно-теплового режима, а также под воздействием динамических нагрузок вмещающие породы подвергаются быстрому и последовательному разрушению, выражающемуся в появлении сети трещин выветривания и распаде пород на разобщенные куски и глыбы с последующим переходом скальной породы в продукты выветривания: щебень, суглинки, глины. Устройство дорожной одежды задерживает процесс интенсивного выветривания, но не исключает его полностью. Суммарная осадка за 2 года наблюдений на 1-м участке составила 42 мм; в том числе в 1976 г. – 30 мм, 1977 г. – 12 мм. Таким образом, при устройстве дорожной одежды величина осадки земляного полотна уменьшилась через 1 год в 2,5 раза. Продукты разрушения мергелей, алевролитов при замачивании водой теряют несущую способность и легко выдавливаются из сточной призмы земляного полотна в материал дорожной одежды и в кюветы, вызывая деформации дорожной конструкции. Так как земляное полотно сложено разными грунтами, то и величина деформаций земляного полотна в поперечном продольном профиле наблюдается неравномерная в зависимости от характера напластований и чередований пород и степени их выветривания. Исследования показали, что на существующих карьерных дорогах, где дорожная одежда не устраивается вслед за отработкой горизонта, проезжаемость обеспечивается путем ежегодных досыпок слоя диабазового щебня с примесью глинистых грунтов и щебня слабых мергелистых грунтов.